Блог
МакГрегором теории «Х» и «Y» были предложены в 1960 году и опубликованы под названием «Человеческая сторона предприятия».
При разработке в своих теориях он рассматривал мотивацию сотрудников и поведение управляющего компании с двух сторон. С одной стороны, допускается, что большинство людей не заинтересованы своей работой и работают лишь из-за денег или страхом перед наказанием. С другой стороны, доказывается, что люди на самом деле не ленивые и безответственные, а творческие и самоуправляемые благодаря правильной мотивации.
Поэтому получились разные направления, которые были названы: «Теорией Х» и «Теорией Y».
Давайте рассмотрим две эти теории по отдельности.
Теория X
Работник, относящийся к группе «Х», обладает следующими признаками:
- Ленивый, избегает большого количества работы.
- Не ответственный, хочет, чтобы им руководили.
- Извлекает выгоду только для себя.
- Беспокоится о своей безопасности.
- Единственная заинтересованность в работе – деньги.
- Не хочет изменений
Получается, что если в компании присутствуют только такие работники, то единственный способ управлять ими – авторитарный.
То есть теория «X» основывается на традиционном взгляде на управление, главная суть которого в том, что управление — это принуждение и контроль со стороны руководства.
Поэтому способами мотивации могут быть лишь материальные вознаграждения за результат, контроль над работой подчиненных и угроза наказания.
Сейчас компании не прибегают к этой модели руководства, оставляя такие отношения сотрудников и начальников в прошлом, но все же есть исключения.
Теория Y
Если человек относится к группе «Y», то у него есть эти признаки:
- Работа и труд – естественные процессы для человека.
- Творческий.
- Есть интеллектуальный потенциал.
- Имеет развитый самоконтроль и ответственность.
- Амбициозный.
- Готов исполнить дополнительные обязательства
В теории «Y» рассматривается демократический взгляд на управление.
Руководитель мотивирует своих работников, влияя на потребности высокого уровня, такие как потребность в принадлежности, признании и самовыражении. А сотрудники, в свою очередь, с удовольствием выполняют свои обязанности, принимают участие в принятии решений и могут спокойно обратиться к своему руководству.
Способы мотивации:
- Похвала
- Вознаграждения
- Свобода в выполнении заданий
- Атмосфера открытости и доверия
- Возможность высказывать свое мнение
Сам Дуглас МакГрегор считал, что теория «Y» более эффективная, чем «Х», так как задача руководства в том, чтобы создать работникам такие условия, при которых одновременно достигаются личные цели сотрудников и цели организации. Ведь организации, использующие такой метод, явно имеют дополнительные преимущества.
Но также, МакГрегор говорил, что не стоит отрицать теорию «Х», в некоторых компаниях она может быть необходима.
Итак, как и обещали, мы рассмотрели наиболее известные теории мотивации персонала.
В дальнейших статьях мы продолжим развивать тему кадров, поэтому следите за обновлениями в нашем Блоге и вступайте в группу ВКонтакте.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии