4 теории мотивации персонала: теории МакГрегора

motivirovat-sebja

МакГрегором теории «Х» и «Y» были предложены в 1960 году и опубликованы под названием «Человеческая сторона предприятия».

При разработке в своих теориях он рассматривал мотивацию сотрудников и поведение управляющего компании с двух сторон. С одной стороны, допускается, что большинство людей не заинтересованы своей работой и работают лишь из-за денег или страхом перед наказанием. С другой стороны, доказывается, что люди на самом деле не ленивые и безответственные, а творческие и самоуправляемые благодаря правильной мотивации.

Поэтому получились разные направления, которые были названы: «Теорией Х» и «Теорией Y».

Давайте рассмотрим две эти теории по отдельности.

Теория X

Работник, относящийся к группе «Х», обладает следующими признаками:

  1. Ленивый, избегает большого количества работы.
  2. Не ответственный, хочет, чтобы им руководили.
  3. Извлекает выгоду только для себя.
  4. Беспокоится о своей безопасности.
  5. Единственная заинтересованность в работе – деньги.
  6. Не хочет изменений

Получается, что если в компании присутствуют только такие работники, то единственный способ управлять ими – авторитарный.

То есть теория «X» основывается на традиционном взгляде на управление, главная суть которого в том, что управление — это принуждение и контроль со стороны руководства.

Поэтому способами мотивации могут быть лишь материальные вознаграждения за результат, контроль над работой подчиненных и угроза наказания.

Сейчас компании не прибегают к этой модели руководства, оставляя такие отношения сотрудников и начальников в прошлом, но все же есть исключения.

Теория Y

Если человек относится к группе «Y», то у него есть эти признаки:

  1. Работа и труд – естественные процессы для человека.
  2. Творческий.
  3. Есть интеллектуальный потенциал.
  4. Имеет развитый самоконтроль и ответственность.
  5. Амбициозный.
  6. Готов исполнить дополнительные обязательства


В теории «Y» рассматривается демократический взгляд на управление.

Руководитель мотивирует своих работников, влияя на потребности высокого уровня, такие как потребность в принадлежности, признании и самовыражении. А сотрудники, в свою очередь, с удовольствием выполняют свои обязанности, принимают участие в принятии решений и могут спокойно обратиться к своему руководству.

Способы мотивации:

  • Похвала
  • Вознаграждения
  • Свобода в выполнении заданий
  • Атмосфера открытости и доверия
  • Возможность высказывать свое мнение


Сам Дуглас МакГрегор считал, что теория «Y» более эффективная, чем «Х», так как задача руководства в том, чтобы создать работникам такие условия, при которых одновременно достигаются личные цели сотрудников и цели организации. Ведь организации, использующие такой метод, явно имеют дополнительные преимущества.

Но также, МакГрегор говорил, что не стоит отрицать теорию «Х», в некоторых компаниях она может быть необходима.

Итак, как и обещали, мы рассмотрели наиболее известные теории мотивации персонала.

В дальнейших статьях мы продолжим развивать тему кадров, поэтому следите за обновлениями в нашем Блоге и вступайте в группу ВКонтакте.

Оцените эту запись блога:
0
Как продавать государству. Что такое госзакупки и ...
Профстандарты в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ...

Читайте также:

 

Комментарии

Еще нет комментариев
Гость
23.09.2018