Блог
В предыдущих статьях мы разобрали то, как можно подобрать самый лучший персонал, обучить его так, чтобы он соответствовал интересам компании, мотивировать работу своих сотрудников и как их можно поощрять. Но самые главные вопросы о том, как правильно работать с персоналом, как организовать работу так, чтобы ваша компания могла эффективно развиваться и выдерживать конкуренцию со стороны других организаций, остались еще не раскрыты.
На сегодняшний день управление персоналом все в большей степени ориентируется на тщательно разработанную кадровую политику. Именно она является основой работы с персоналом. В каждой организации существует своя кадровая политика, однако есть определенные правила и нормативные акты, по которым она строится.
Как правило, работа в коллективе сосредоточена в отделе кадров. Если в компании есть менеджер по работе с персоналом, то он занимается разработкой кадровой политики. При этом данная политика должна быть понятна руководителю организации и одобрена им. Если же менеджера по персоналу нет, то управление кадрового отдела закрепляется непосредственно за руководителем.
Кадровая политика строится на следующих документах:
- Положение о работе с персоналом – данный документ закрепляет распределение функций в компании относительно каждого подразделения, содержит цели, задачи, функции, долю ответственности каждого из участников рабочего процесса.
- Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный документ, который поддерживает трудовую дисциплину, эффективно организовывает трудовой процесс, рационально распределяет время на работу и отдых работников.
- Должностная инструкция – содержит перечень должностных обязанностей работника, определяет сферу его ответственности и порядок замещения.
- Штатное расписание – в данном документе представлены сведения о численности штатных единиц в компании, а также должностной оклад.
- Положение по подбору и отбору персонала - закрепляет порядок подбора и отбора специалистов.
Система управления персоналом
Система управления персоналом включает в себя такие пункты:
- 1.Кадровое делопроизводство – учет естественных перемещений работников в организации (например, прием на работу, увольнение, командировки)
- 2.Аналитическая работа – анализ персонала по заданным критериям (например, формирование отчетности, изучения эффективности работы каждого сотрудника)
- 3.Работа по обучению персонала – плановое обучение, обучение в учебных центрах, организация тренингов.
- 4.Работа по обеспечению компании квалифицированным персоналом – подбор и отбор персонала, распределение работников по должностям, проведение адаптации персонала
- 5.Формирование кадровой политики организации
План по работе с персоналом – это основа системы управления персоналом и всей кадровой политики в целом, так как эффективная работа кадровой политики не возможна без четко построенного плана. Как правило, составляются два плана: оперативный и стратегический.
В оперативном плане обычно закрепляется текущая кадровая политика компании. Он может составляться на периоды от месяца до одного года в зависимости от целей и планов организации. Также он может быть составлен с акцентом на каком-то отдельно взятом процессе, либо в целом по каждому из направлений работы с персоналом. Например, в оперативном плане могут быть отражены такие моменты как адаптация персонала, формирование кадрового резерва, обучение персонала разных специальностей и т.д.
Чаще всего стратегический план составляется сроком на 5 лет, так как в нем заложено формирование общей кадровой политики. Его содержание в первую очередь определяется наличием перспектив развития организации в целом.
Оперативные и стратегические планы организации по работе с персоналом могут меняться, дополняться и корректироваться.
Кадровое планирование
Кадровое планирование —это деятельность организации, целью которой является предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями.
Начальным этапом процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно основывается на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.
Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование. При этом к каждой категории менеджмент компании должен принимать разные действия.
- 1.Действующий персонал (оценка производительности, обучение, оплата труда и карьерный рост)
- 2.Новички (найм, отбор, ознакомление с должностью, заключение договора, адаптация и обучение)
- 3.Потенциальные сотрудники (привлечение в компанию с помощью способов найма)
- 4.Персонал, покинувший организацию (текучка кадров, увольнение, выход на пенсию)
Принципы работы с персоналом
Руководство компании призвано выявлять недостатки в кадровом планировании, объединять и согласовывать все направления в единое целое, поэтому были разработаны принципы организации работы с персоналом.
- 1.Альтернативность – проработка различных предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее подходящего для данной компании.
- 2.Бюрократия – обеспечение разумного управления центрального звена (администрации) над основной частью персонала для выполнения нормативных документов организации.
- 3.Гибкость – приспосабливаемость системы управления персоналом к изменяющимся условиям.
- 4.Дисциплинированность – соблюдение правил внутреннего распорядка всеми работниками.
- 5.Единоначалие – концентрация власти линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником.
- 6.Корпоративность – гармония интересов всех категорий персонала в обеспечении единства интересов и в достижении целей компании.
- 7.Оперативность – своевременное принятие решений по системе управления персоналом.
- 8.Ротация – временное отсутствие отдельных работников не прерывает процесс работы. Каждый участник системы управления персоналом умеет выполнять функции одного-двух работников своего уровня и планомерно перемещается по различным должностям.
- 9.Специализация – разделение труда разных работников в системе управления персоналом.
- 10.Эффективность – экономичная организация работы системы управления персоналом.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии