Блог
Эффективность антикоррупционной политики в России к 2021 году
Противодействие коррупции стало основным направлением государственной политики России. В стране действуют соответствующие законодательные акты, антикоррупционные комплексные планы. Но насколько эффективны проводимые меры, рассмотрим в этом статье.
Размеры коррупции в денежном выражении
Если говорит о объеме хищений на основе возбужденных уголовных дел, то в прошлом году он превысил 68 млрд рублей. Но обратите внимание, что речь идет раскрытых правонарушениях. Общий объем потерь бюджета гораздо масштабнее.
По оценкам российского Национального антикоррупционного комитета (НАК), объем коррупции в стране в денежном выражении исчисляется сотнями миллиардов долларов в год (240-300 млрд). Комитет оценивает масштабы коррупции на основе анализа так называемых скрытых опросов респондентов, осведомленных о коррупционных схемах и размерах взяточничества в различных сферах жизнедеятельности.
В структуре коррупции 40-60% составляет система откатов. Проявляется она также в госзакупках и выделении различных квот, например, в сфере природопользования. Но нужно отметить, что Правительство принимает во внимание аналитику правонарушений и регулярно вносит изменения и новшества в законодательную базу.
Курсы повышения квалификации по противодействию коррупции:
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
От 1 800р Подробнее о курсе!

Законодательная база борьбы с коррупцией
Отправной точкой в антикоррупционной политике стал Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ. Основной его целью создания являлось закрепление понятийного аппарата, принципов, организационных основ противодействия коррупции, закрепление инструментов борьбы с коррупционными нарушениями.
Но принятие этого закона вызвало споры и сомнения, поскольку экспертов в противодействии коррупции к процессу не привлекли.
К недостаткам закона отнесли то, что:
- закон распространяется в основном на госслужащих, практически не затрагивая муниципальных должностей, что существенно сужает круг субъектов преступления;
- меры по борьбе с коррупцией заведомо являются неэффективными и не могут существенно повлиять на коррупционную картину страны.
Так, например, ст. 8 обязывает госслужащих предоставлять сведения о доходах имуществе. Но эта обязанность уже была закреплена ранее в 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», и при этом не смогла показать свою эффективность.
Также справедливой критике подверглась обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9). При существующей коррумпированности эта мера на способна показать свою эффективность.
Постепенно законодательная база пополнилась другими НПА, что позволило оптимизировать антикоррупционную политику.
Ряд основных законов:
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ.
- Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.
Стоит отметить, что хотя масштабная антикоррупционная кампания официально стартовала в России 2008 году после вступления в силу 273-ФЗ, ее реализация началась только в 2013 с создания в структуре администрации президента управления по противодействию коррупции.
Помимо основных законов в России действуют комплексные антикоррупционные планы. Первый был разработан в 2008 году после указа действующего на тот момент президента Дмитрия Медведева. После этого создание планов осуществлялось раз в 2 года:
- Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
- Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
- Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
- Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».
- Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы».
Именно после проработки и оптимизации законодательной базы один за одним последовали раскрытия громких дел.
Примеры борьбы с коррупцией
Одним из самых резонансных дел последних лет стало «дело Улюкаева». Оно подтвердило основной тезис идеологии противодействия коррупции в России: неприкасаемых нет.
Если говорить о результатах последних двух лет, то только за 2020 год было раскрыто несколько дел с участием госслужащих. НАК представил собственный рейтинг громких уголовных дел:
- Мэр Томска Иван Кляйн. Был обвинен в лоббировании семейных бизнес-интересов. Судопроизводство по делу еще ведется.
- Заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Куракин. Получал взятки за незаконную продажу леса в Китай (общий ущерб — 7 млрд рублей). Дело было передано в суд в ноябре 2020 года. На данный момент обвиняемый находится под стражей, но приговор еще не вынесен.
- Экс-губернатор Ивановской области Михаил Мень. Обвинен в хищении 700 млн рублей из областного бюджета. Дело закрыто в связи со сроком давности.
- Пензенский губернатор Иван Белозерцев. Задержан за получение взятки в размере 31 млн рублей. 18 мая 2021 года суд продлил арест до 20 августа. Судопроизводство еще ведется.
Указанные примеры демонстрируют состояние коррумпированности органов власти России, а также в какой-то степени формируют позитивную динамику в борьбе с коррупцией. В то же время нельзя забывать о латентных делах и факторах эффективности уголовной политики в коррупционной сфере.
Какие изменения внесли в антикоррупционную политику
Одним из последних нововведений стало декларирование цифровой валюты, ценных бумаг и прочих активов. Также помимо недвижимости, транспорта, акций взысканию в бюджет будут подлежать денежные средства, если чиновник не сможет доказать их законное получение.
Финансовое состояние чиновников будут контролировать еще на протяжении полугода после увольнения с госслужбы. Срок давности наложения взысканий теперь составляет 3 года вместе 6 месяцев. То есть в течение этого времени чиновника смогут привлечь к ответственности в случае обнаружения правонарушения.
Усилилась профилактика конфликта интересов, в том числе и в госзакупках. Так, например, участниками закупок больше не смогут быть лица, заинтересованные в результатах торгов, занимающие должность в учреждении, которое проводит закупки или является родственником такого должностного лица. Законотворцы планируют, что все это позволит повысить эффективность антикоррупционной политики и вернуть денежные средства в бюджет.
На каком месте находится Россия по борьбе с коррупцией
Если говорить о результатах принимаемых мер, то в 2009 году (то есть на сразу после вступления в силу 273-ФЗ) Россия занимала 146 место, по результатам 2020 года – 126. Как видим, положительная динамика все же наблюдается. Не исключено, что главную роль в этом сыграло ужесточившееся за последние несколько лет законодательство и антикоррупционный план, разработанный в 2018 году.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии