Минфин опубликовал законопроект, в котором предложил новые правила ведения РПН. По мнению Министерства нужно четко регламентировать порядок внесения и исключения недобросовестных поставщиков в реестр. Также требуется новый принцип доказательства недобросовестности и нарушений контракта поставщиком, исполнителем. 

Необходимость в этом назрела из-за того, что госзаказчики стали чаще жаловаться на поставщиков, и при этом их жалобы не всегда обоснованы. Существующий сейчас реестр «блокирует» возможность поставщиков, попавших в него, 2 года участвовать в закупочных процессах.

Попасть в него можно ошибочно, например, из-за проблем с электронной подписью, неточностей в банковской гарантии и прочих причин, по которым контрагент не может заключить договор. И при этом у поставщиков нет права доказать, что уклонение от заключения контракта было не намеренным, есть объективные причины. Новые правила такую возможность предусматривают.

Основаниями для отказа во включение в РНП будут:

  • отсутствие доказательств его недобросовестности и намеренного уклонения от заключения контракта;
  • нарушения заказчика при одновременном расторжении контракта;
  • недостатки в документации заказчиков.

Нужно учесть, что документ находится на стадии общественного обсуждения, поэтому не исключены и другие обстоятельства, которые помогут избежать поставщикам попадания в реестр.

Также будет проработан порядок досрочного исключения компаний из РНП. Это может произойти, если суд признает решение антимонопольной службы недействительным или незаконность одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Стоить отметить, что система внесения поставщиков в реестр несколько разбалансирована. Заказчики занимают сильную позицию, в то время как из-за расторжения контракта контрагент теряет не только возможность его исполнить, но и финансовое обеспечение. Бывший замглавы ФАС Михаил Евраев подтверждает, что реестр превратился в инструмент отсеивания неугодных контрагентов.

Например, если в 2018 году ФАС рассмотрела 14 тыс. обращений о включении поставщика в РНП, то в 2019 году это число увеличилось в 2 раза, причем в половине случаев вообще не было оснований.

Новый законопроект и поправки в 44-ФЗ, касающиеся перевода обмена документами между поставщиком и заказчиком в электронный вид, помогут урегулировать вопрос внесения компаний в черный список. Отчасти жалобы на недобросовестность будут сформированы автоматически на основании данных, полученных из государственных информационных систем, что позволит исключить «человеческий фактор» и необоснованной претензий.