By Юнитория on Среда, 15 июня 2022
Category: Закупки

Законопроект о моратории на антимопольные проверки региональных госзакупок у единственного поставщика рассмотрен в I чтении

Госдума в первом чтении приняла законопроект № 127020-8, который разрешает выводить госзакупки региональных органов власти у единственных поставщиков будут выведены из-под действия Федерального закона 135-ФЗ.

Документ был разработан Федеральной антимонопольной службой. И согласно ему положения 135-ФЗ не будут распространяться на временные нормы, которые позволяют региональным и местным администрациям принимать нормативные правовые акты об определении едпоставщиков при закупке тех или иных товаров, работ, услуг.

Региональные власти получат исключительное право определять новые случаи и порядок закупок у единственного контрагента, а также возможность внесения изменений в существенные условия контракта.

Документ вводит мораторий на применение антимонопольных запретов при принятии таких решений по оперативным закупкам для государственных и муниципальных нужд. По словам замглавы ФАС Сергея Пузыревского, это временная и вынужденная мера - мораторий будет действовать только до конца этого года.

Оперативные закупки у единственного поставщика, когда нет возможности провести классическую процедуру, становятся все более востребованными. Упрощение правил госзакупок для минимизации санкционного влияния было закреплено в Федеральном законе от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ.

Однако при принятии этого акта не установили, что принятие таких срочных решений региональных властей будет исключением из общих правил защиты конкуренции. То есть власти российского региона могли принять решение о проведении закупки у единственного поставщика, но при этом по действующему законодательству также могли быть наказаны антимонопольным ведомством. Законопроект, предложенный самой ФАС, устраняет эту неопределенность.

Новая мера поддержки сократит риск срыва сроков исполнения контрактов и изменения цены, а также решит проблему невозможности закупки определенных товаров, работ или услуг для нужд региона. При этом подобное решение руководителя субъекта должно быть обосновано срочностью закупки, ее предметом и невозможностью провести конкурентную процедуру в каждом конкретном случае.

Как сообщил председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг, определять случаи закупок у единственного поставщика может только глава региона. Если такая необходимость возникает у муниципалитета, он обращается к руководителю субъекта, который дает им такое право и берет всю ответственность на себя.

В ФАС также подчеркнули, что при этом ключевые положения законодательства о контрактной системе в части защиты конкуренции продолжают действовать. Поэтому реализация права региональных властей на осуществление закупки у единственного поставщика не должна создавать угрозу и приводить к ограничению или устранению конкуренции на рынке.

Leave Comments