Блог
Ключевые выводы по Информационному письму Минтруда России от 21.03.2025 № 28-7/10/В-5044, касающемуся применения антикоррупционных стандартов к работникам региональных подведомственных организаций
1. Не все ограничения применимы к подведомственным организациям субъектов РФ
Минтруд указывает, что работники организаций, находящихся в ведении региональных властей, не обязаны автоматически соблюдать все антикоррупционные ограничения, действующие для государственных служащих. Такие ограничения могут применяться только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
2. Недопустимость локального расширения антикоррупционных требованийРегиональные власти и сами организации не имеют права самостоятельно вводить:
- обязанность представления сведений о доходах (за исключением руководителей);
- запреты на работу родственников;
- запреты на предпринимательство или участие в управлении юрлицами;
- запреты на получение подарков;
- увольнение за утрату доверия — если оно не основано на федеральных нормах.
Такие запреты, если не предусмотрены федеральным законом, могут нарушать Конституционные права, включая право на труд и предпринимательскую деятельность.
3. Фокус на управление конфликтом интересов, а не на запретыВместо формальных запретов Минтруд рекомендует:
- разрабатывать механизмы выявления и урегулирования конфликта интересов (например, при трудоустройстве родственников);
- применять индивидуальный подход с учетом реальных рисков, а не просто вводить универсальные ограничения.
Увольнение по этому основанию допустимо только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством (например, Трудовым кодексом РФ, законами № 44-ФЗ, № 161-ФЗ и др.). Нормативные акты субъекта РФ или внутренние документы организаций не могут быть основанием для увольнения по утрате доверия.
5. Признание позитивной роли трудовых династийМинтруд отдельно подчеркивает, что наличие родственников в одной организации само по себе не свидетельствует о коррупции, особенно в сферах, где традиционно формируются трудовые династии (например, образование, культура, медицина). Важно реагировать на конкретные случаи злоупотреблений, а не вводить запреты "на всякий случай".
Общий итог:Минтруд России призывает соблюдать баланс между противодействием коррупции и защитой конституционных прав работников. Не допускается применение антикоррупционных стандартов сверх установленных федеральным законодательством, особенно когда это ограничивает трудовые права или создает дискриминацию.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии