Блог
Минфин разъяснил в письме от 20 марта 2025 г. № 24-03-08/27794 применение Постановления № 1875: как действовать заказчику по 44 ФЗ в 2025 году
Проведем обзор ключевых разъяснений Минфина России по применению положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, касающихся национального режима при закупках. Эти разъяснения содержатся в письме Минфина от 20 марта 2025 года и помогают устранить неоднозначности в практике закупок.
Основные положения и разъяснения Минфина по Постановлению № 1875
1. Ограничение по цене единицы товара в 300 000 рублей
- Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 1 млн рублей, а цена единицы товара — не более 300 тыс. рублей, запрет из Постановления № 1875 не применяется.
- Под «ценой единицы» понимается именно цена, которую заказчик использует для расчёта НМЦК, а не отдельные цены, полученные от поставщиков при анализе рынка.
- Цены, полученные от поставщиков, могут превышать 300 тыс., если итоговая цена единицы товара, применённая в расчёте, не превышает этот порог.
- Постановление не регулирует методику расчёта НМЦК — это остаётся в рамках статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Вывод: Главное — итоговая цена единицы товара, используемая в расчёте НМЦК, должна быть ≤ 300 000 рублей.
2. Запросы цен у непроизводителей и применение проектно-сметного метода
- Подпункт «в» пункта 7 Постановления № 1875 регулирует только метод анализа рынка, связанный с направлением запросов производителям через ГИСП.
- Этот пункт не ограничивает применение других методов определения НМЦК, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ, включая проектно-сметный метод.
- Следовательно, заказчики могут направлять запросы потенциальным поставщикам, не являющимся производителями, и использовать проектно-сметный и другие методы для определения НМЦК.
Вывод: Заказчики сохраняют свободу выбора методов определения НМЦК вне рамок анализа рынка и могут обращаться к непроизводителям.
3. Формирование запросов в ГИСП при смешанном составе закупки
- В лоте могут содержаться товары из Перечней № 1 и № 2 (подлежащие «защитным мерам»), а также иные товары, работы и услуги.
- Минфин не устанавливает требований к содержанию запроса в ГИСП — заказчик самостоятельно формирует запрос с учётом статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
- Допустимо направлять запрос только по конкретному товару, который производит адресат, без необходимости описывать весь лот.
- При закупке работ с поставкой товара можно указывать только товар или весь комплекс (работы и товар) по усмотрению заказчика.
- Информация, полученная из разных источников по частям закупки, считается допустимой, если условия сопоставимы.
Вывод: Заказчик обладает полной свободой в формировании запроса, достаточно указывать конкретный товар.
4. Применение «защитных мер» к товарам, не передающимся заказчику
- «Защитные меры» применяются только к товарам, которые фактически передаются заказчику и принимаются на бухгалтерский учёт.
- Если товар не передаётся заказчику (например, утилизируется или остаётся на объекте) и не ставится на учёт, меры национального режима не применяются.
Вывод: Отсутствие передачи товара — отсутствие применения ограничений.
5. Медицинские изделия — радиоэлектронная продукция (РЭП): выбор нормативного акта
- Если товар подпадает под исключения из Приказа Минздрава № 450н (например, по Постановлению № 878), то порядок Минздрава не применяется.
- В таких случаях применяется порядок определения НМЦК, установленный Постановлением № 1875.
- Для уточнения рекомендуется обращаться в Минздрав и Минпромторг.
Вывод: При исключении из действия 450н ориентироваться на Постановление № 1875.
6. Подтверждение характеристик российских товаров
- Закон и Постановление не содержат конкретных требований к источникам информации и способам подтверждения характеристик российских аналогов.
- Минфин разрабатывает нормативный механизм, который позволит декларировать невозможность указания характеристик (если российского производства нет) и отражать это в ЕИС.
- Пока подтверждение или обоснование остаётся на усмотрение заказчика.
Вывод: Временное самостоятельное подтверждение; в будущем — механизм через ЕИС.
7. Применение требований по характеристикам российских товаров при закупке у единственного поставщика
- При закупках у единственного поставщика (не по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) описание объекта закупки не составляется.
- Следовательно, требование по указанию характеристик российских товаров (ч. 11 ст. 33) не применяется.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.
Комментарии