Профстандарты в сфере госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (часть 1)

standards

В госзакупках существует всего два профстандарта с довольно широким списком условий. Стоит начать с определения понятия «Профстандарт».
Понятие о профессиональном стандарте появился в 2012 году в Трудовом Кодексе РФ (Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации), до этого понятие было в «Майском Указе» Президента РФ N 579 от 12.05.2012. Под этим понятием понимается описание квалификации в какой-либо области профессиональной области.

В частности, в госзакупках есть два профстандарта, которые были введены 10.09.2015:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625нпрофстандарт специалиста в сфере госзакупок;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626нпрофстандарт эксперта в сфере госзакупок.


В разработке профстандартов приняли участие:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
  • Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр»;
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.


Стоит упомянуть немаловажный аспект в данной теме: обязательность применения.

Обязательность применения профстандартов

Обязательность применения профстандартов продиктована изменениями в Трудовом кодексе произошедшими в мае 2015 года. Начиная в 1 июля 2016 года обязательность применения профстандартов установлена в ТК РФ и других федеральных законах и нормативных актах (ст. 195.3 ТК РФ.).

Теперь для определения требований к квалификации работника, с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, работодатель обязан руководствоваться профстандартами.

Кроме того, с 1 июля 2016 года вступила в силу норма, согласно которой Правительство РФ имеет право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».)


1 июля 2016 года вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма закрепляет обязательность применения работодателями профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» / Эксперт в сфере закупок» в организациях, осуществляющих закупки по нормам Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Профессиональные стандарты устанавливают, в том числе, требования к образованию и опыту работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками для государственных и муниципальных нужд.

Неприменение требований профессионального стандарта влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в соответствии с которой накладывается штраф на должностное лицо в размере от 1 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицоот 30 000 до 50 000 рублей.

Согласно статье 196 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное обучение работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Если работник не соответствует профстандарту по образованию, работодатель должен направить его на соответствующее обучение, курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку. Неисполнение требований по квалификации сотрудников также влечет ответственность, предусмотренную статьей 5.27 КоАП РФ.

Данные профстандарты затрагивают как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ, однако не все трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим и по тому, и по другому закону. Например, нормами 44-ФЗ предусмотрено обоснование закупок, тогда как 223-ФЗ таких требование не содержит, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Знание профстандарта и понимание обязательностиэто ещё не всё. Ещё важно знать о том, какое образование должен иметь сотрудник, который занимается или будет заниматься госзакупками, а также его круг обязанностей, согласно вступившим профстандартам

Это мы рассмотрим в нашей следующей статье.


При подготовки статьи использованы материалы с сайта: https://otc.ru/academy/articles/profstandarts_44fz_223fz

0
Тайм-менеджмент: 4 способа планировать
Изменения в 44-ФЗ, разобраться сложно, но можно

Читайте также:

 

Комментарии

Еще нет комментариев
Гость
17.12.2018
 

ООО «Юнитория»
Почтовый адрес: 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д. 6, офис 30а
ИНН 5263131027, КПП 526201001
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел: 8 (831) 420-62-17
Сайт: unitoria.ru